Развитие интеллекта посредством шахмат уже доказано?!

Одним из самых интересных докладов на международной научно-практической конференции «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей» (г. Ханты-Мансийск, 3-4 октября 2010 г.) был доклад международного гроссмейстера, соискателя Тольяттинского госуниверситета Павла СКАЧКОВА. Доклад назывался «Интеллектуальное развитие детей посредством шахматной игры».

Международный гроссмейстер Павел Скачков

Павел СКАЧКОВ: «Бенджамин Франклин однажды сказал: «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в шахматах и укрепляются настолько, что становятся полезной привычкой». Однако современному шахматному образованию необходимы математически неопровержимые доказательства развития интеллекта посредством шахмат.

Павел Скачков докладывает на конференции «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей»

У математики и шахмат много родственного. Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и неслучайно математические способности нередко сочетаются с шахматными.

В математической логике используются методы алгебры или теории алгоритмов. Алгебра логики, или булева алгебра, предложенная английским математиком Джорджем Булем, – раздел математики, изучающий методы оперирования логическими (булевыми) переменными, принимающими только два значения.

Для функций двух переменных может существовать 16 и только 16 различных функций.

Обратите внимание на слайд номер один!

  • Слайд № 1. Таблица «Переключательные функции и их реализация при помощи логических элементов» (из «Справочника по цифровой вычислительной технике», Киев, 1974, под ред. Б.Н. Малиновского, с.99-100).

Несмотря на внешнюю сложность, это всего лишь набор возможных функций для двух переменных и здесь они перечислены все. Фактически, на этом слайде изображена вся возможная логика.

Переменные, которыми оперирует булева алгебра, числами называть некорректно. Какие именно объекты реализации – зависит от области применения булевой алгебры или, как говорят математики, от интерпретации. Например, Клод Шеннон пришел к выводу, что булева алгебра может с успехом использоваться для анализа и синтеза переключателей в электрических схемах. Реализация переключательных функций в Арифметико-логическом устройстве Микропроцессора привела к созданию компьютеров и появлению понятия «Искусственный интеллект».

На международной научно-практической конференции в городе Ханты-Мансийске впервые представлена реализация абстрактных логических функций от двух переменных на шахматной доске:

а)

В позиции на диаграмме ход белых. Играя 1.Кf7 белые объявляют двойной шах и мат. Ниже приведена формула «Функция равна Х1  и  Х2». Красивый мат является реализацией на шахматной доске логической операции «конъюнкция».

б)

В позиции белые могут превратить пешку в коня и поставить «двойной удар» – вилку. Или могут не поставить коня и не сделать «вилку». В таблице переключательных функций эта операция выглядит следующим образом: «не X1 и не X2 или X1 и X2».

в)

Одно из основных понятий Булевой алгебры – «операция дизъюнкции»: Х1  или  Х2. В шахматах  это выбор между 1.d:c  ИЛИ 1.d:e.

г)

На следующей диаграмме. У черных добавляется Конь на b3.

Теперь белым нельзя бить ладью на е3 из-за мата в 1 ход. Перед белыми выбор: dc или не de. Соответственно функция читается как «Х1 или НЕ Х2».

Были представлены 4 демонстрационные позиции. Становится очевидным, что на шахматной доске возможно реализовать все существующие логические операции.

Методический интерес представляют задания на обратное действие. Ставится задача – формализовать позицию на диаграмме и вывести логическую формулу.

д)

Обратная операция: 1. Анализ позиции. 2.Формализация. 3. Результат.

1. Ход белых. НЕ 1.d:c  ИЛИ  НЕ 1.d:e
«Цугцванг»
2. «не Х1  или не Х2»
3. «Операция Пирса»:
Y8=Х1 + Х2

Уже знакомая нам позиция, но добавлен конь на f3. У белых 2 возможных взятия – на с3 или е3. Но оба хода ведут к мату. Белые в «цугцванге». Сформулируем положение: НЕ Х1 И НЕ Х2. А теперь запишем формулу (Y=X1+X2) и получим так называемую «Операцию Пирса» или «Стрелку Пирса».

Приведенная выше фотография – ответ 6-летнего мальчика, дошкольника, умеющего играть в шахматы. Решение заняло менее минуты. То есть, работа, проделанная американским математиком, логиком, философом Чарльзом Пирсом, занимает у ребенка 1 минуту, и является естественным результатом специфического «шахматного» мышления.

В методических целях нет особой необходимости составлять специальные задачи – достаточно использовать шахматные журналы с партиями. Каждая сыгранная партия – есть набор всех логических операций, причем не в единственном числе.

Для составления таблицы соответствия переключательных функций и шахматных позиций потребовалось 8 фигур. Как известно, в начальной позиции фигур в 4 раза больше.

Таким образом, достигнута образно-оценочная реализация на шахматной доске переключательных функций двух переменных, позволяющая влиять на процесс интеллектуального развития юных шахматистов.

Если мы научим детей видеть 16 логических операций в шахматах, никаких проблем в интеллектуальном развитии не будет. И тогда вопрос, что такое интеллект больше не стоит. Потому что весь интеллект укладывается в 16 логических операций – функций булевой алгебры.

Тот, кто умеет играть в шахматы – многократно оперирует всеми возможными логическими операциями, тренируя логическое и оценочно-образное мышление, способность действовать в уме.

В этом случае шахматы выступают в качестве инструмента повышения интеллектуального уровня детей.

Спасибо за внимание!»

avatar

О igames.by