Международная научно-практическая конференция «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей» прошла с 3 по 4 октября 2010 года в Ханты-Мансийске. С докладами выступили специалисты по шахматному образованию из России, Беларуси, Венесуэлы, Украины. В конференции участвовали около 120 человек.
Президент ФИДЕ Кирсан Николаевич Илюмжинов присутствовал на пленарном заседании в первый день конференции. Он рассказал об одной из своих основных задач на посту президента шахматной федерации:
«Главная задача, которую я хочу выполнить и которую я обсудил в ходе своей предвыборной кампании, – это ввести шахматы в школьную программу обучения в 170 странах мира. Хочу, чтобы ФИДЕ подписала соглашения с министерствами образования государств, с министерствами спорта и олимпийскими комитетами в деле продвижения шахмат в общеобразовательную школьную программу. Это я ставлю своей главной задачей и на этом направлении хочу сконцентрироваться».

Бадма Катинович Салаев, Заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия, Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Затем выступил Бадма Катинович Салаев, Заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия, Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия. В Калмыкии уже в 1995 году шахматы стали основным учебным предметом школьной программы.
На конференции были заслушаны три основных вида докладов:
1) руководители шахматных федераций, академий, спортивных и средних школ поделились опытом работы;
2) методологи всеобуча изложили результаты теоретических исследований;
3) педагоги-практики рассказали о конкретных наработках и находках, используемых в ходе учебного процесса.
Докладчики говорили о шахматах как дошкольной и школьной учебной дисциплине, являющейся прекрасным средством для развития образного и логического мышления детей, способности действовать в уме.
О шахматах как инструменте повышения интеллектуального уровня детей в Беларуси рассказала Ольга Герасимович – единственный представитель республики на конференции.
Педагоги-практики доложили об основных проблемах: о невнимании СМИ к их внешне неброской, но важной работе по интеллектуальному развитию детей; о засилье отчётной документации; о недостатке информации о методической литературе и нехватке самой литературы; о недостаточной оплате труда и т.п.
На конференции выявили варианты решения ключевых проблем всеобуча:
1) преподавать шахматы в школе должны преимущественно учителя начальных классов, а в системе дошкольного образования – воспитатели детских садов;
2) учебный курс должен быть научно обоснован;
3) преподавание шахмат в школе должно иметь значимое для системы образования целеполагание;
4) учебный предмет «Шахматы» должен быть оснащён не учебником, а таким же полноценным учебно-методическим комплектом, как и основные дисциплины школьной программы;
5) преподаватели шахмат должны проходить 72-80-часовые курсы повышения квалификации.
Участники конференции приняли резолюцию и обратились с просьбой к Международной шахматной федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Российской шахматной федерации, к губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Обращение к Международной шахматной федерации включает следующие положения:
1. Рассматривать инициативу Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета «Шахматы» в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств образования и шахматных федераций всех стран, входящих в структуру ФИДЕ.
2. Продолжить практику проведения конференций по дошкольно-школьной тематике в различных регионах мира.
3. Публиковать на сайте ФИДЕ в открытом доступе все материалы данной тематики, которые приходят в ФИДЕ из различных уголков мира.
К Министерству образования и науки Российской Федерации участники обратились со следующими предложениями:
1. Рассматривать учебный предмет «Шахматы» в качестве инструментария для модернизации системы образования.
2. Принять необходимые решения, направленные на преподавание предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах в основной сетке занятий в первой половине дня как обязательной учебной дисциплины.

Участники конференции: заместитель директора школы № 758 г. Москвы Эльвира Уманская, педагог школы № 354 г. Москвы, кандидат в мастера по шахматам, кандидат экономических наук Александр Тимофеев.
Участники конференции: заместитель директора школы № 758 г. Москвы Эльвира Уманская, педагог школы № 354 г. Москвы, кандидат в мастера по шахматам, кандидат экономических наук Александр Тимофеев.

Людмила Пуртова, Эльвира Уманская, Александр Тимофеев (слева направо). Александр Тимофеев представил на конференции проект Концепции обучения шахматам в начальной школе. О Концепции читайте в нашем обзоре литературы.