Игры для развития логического мышления, таких методов познания как анализ, синтез, аналогия, выделение существенного.
1. Составить как можно больше предложений, обязательно используя названные ведущим три слова, несвязанных друг с другом по смыслу.
2. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, названных ведущим. Например, лестница и дом: сделаны из дерева.
3. Берутся три слова. Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, не похожее. Например: банан, мяч, черешня. Мяч в данном случае лишний, так как несъедобный.
4. Назвать как можно больше аналогов, т.е. предметов, сходных с названным ведущим (например, с вертолетом: вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет, автобус, поезд — это транспортные средства).
5. Назвать как можно больше «противоположных» предметов.
6. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными ведущим признаками.
7. Называются два предмета, например, лопата и машина. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т.е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является машиной).
8. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета.
9. Дать наиболее точное определение знакомого предмета
10. Ведущий описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений.
11. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух-трех предложениях, сохранив основное его содержание.
8 основных рекомендаций для родителей во время игр с детьми
* меняйтесь ролями
* предлагайте игры в порядке возрастания их сложности
* связывайте игры тематически
* не пресекайте шутливых ответов
* каждый ребёнок движется в своём темпе: не нужно торопить его или давить на него
* постепенно усложняйте игру добавлением предметов, ускорением и т.п.
* стимулировать как можно большее число разнообразных ответов
* длительность одного занятия — от 15 до 30 мин.