Учимся думать?

С 1 сентября 2011 года шахматы войдут в обязательную школьную программу Татарстана для учащихся 1-4 классов. Новый предмет был введен потому, что учителя и чиновники полагают, что дети-шахматисты, по сравнению с другими учениками, имеют лучшие показатели как в умственном развитии, так и в освоении учебных дисциплин. Но откуда все-таки такая уверенность? Были ли какие-либо научные исследования, подтверждающие эту точку зрения?

Конечно, исследования проводились. В основном влияние шахмат на умственные способности изучали на Западе. В середине 1970-х годов бельгийский ученый Йохан Кристиаен провел эксперимент для своей докторской диссертации «Шахматы и умственное развитие». В своей работе Кристиаен опирался на теорию когнитивного развития известного швейцарского психолога Жана Пиаже.

Урок шахмат в гимназии № 149 г. Минска.

В 11-12 лет, утверждает Пиаже, ребенок переходит от стадии конкретных операций к стадии формальных. Ему уже становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования символами. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукций.

Согласно Пиаже, стадия формальных операций достигает полного развития к 14-15 годам. И до этого возраста важную роль играет окружение ребенка, которое может либо замедлить, либо ускорить его развитие. Кристиаен же решил проверить, как повлияют шахматы: подтолкнут ли они детей в развитии?

 Из сорока школьников он наугад выбрал двадцать, которых и стал обучать игре. Средний возраст детей – 10,6 лет. Остальные двадцать составили контрольную группу исследования. При этом ни те, ни другие о проводящемся эксперименте не знали. Всего Кристиаен провел с двадцатью школьниками 42 урока – по одному часу в неделю в течение всего 6-го года обучения.

Все сорок детей были протестированы в конце 5-го и в конце 6-го классов. Результаты у шахматной группы оказались намного лучше. Эти ученики получали оценки выше и на регулярных школьных тестированиях. Таким образом, благотворное влияние шахмат на развитие детей получило научное обоснование. Тем не менее, сделанные Кристиаеном выводы требовали подтверждения, дальнейшей разработки.

Василий Сухомлинский: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Своеобразным продолжением исследования бельгийского ученого можно считать работу американца Джеймса Селона о влияние шахмат на абстрактное мышление и способность решать задачи. В 2001 году в одной из школ штата Коннектикут 19 учеников в возрасте от 7 до 14 захотели научиться играть в шахматы. Селон предложил им пройти за одну неделю курс в 20 занятий по одному часу каждое.  Перед началом курса и после него дети прошли тестирование на определение уровня невербального интеллекта. Всего за неделю результаты тестирования значительно улучшились.

Помимо этих двух работ были и другие попытки выяснить, делают ли шахматы детей умнее. Самым массовым был проект «Учимся думать» в Венесуэле. С 1979 по 1983 год Министерство образования Венесуэлы решило обучить шахматной игре 4266 второклассников. Исследователи, изучив результаты эксперимента, сделали вывод, что методическое обучение игре в шахматы укоряет интеллектуальное развитие младших школьников. Большинство мальчиков и девочек показали значительное увеличение IQ уже после четырех с половиной месяцев занятий. И это независимо от пола детей или социально-экономического положения семей.

Шахматный стенд в гимназии № 149 г. Минска.

После этого эксперимента правительство Венесуэлы постановило проводить уроки шахмат во всех школах, начиная с 1988 года. Кроме того, для преподавания навыков мышления посредством шахмат были обучены игре тысячи учителей.

Проводила исследования и Дайен Хоргэн. О результатах американка рассказала в своей работе «Шахматы как способ научить думать» (1987). Особое внимание Хоргэн уделила процессу принятия решений. Она полагает, что шахматы – прекрасный способ научить детей справляться с проблемами. Оценка позиции, поиск плана, определение ходов-кандидатов, расчет вариантов, принятие окончательного решения – действия, которые помогают найти выход из затруднительного положения не только в шахматах. Полученные при помощи игры навыки рационального мышления «работают» и в жизни. И чем раньше дети «научатся думать», считает Хоргэн, тем больше пользы будет для всего их последующего интеллектуального развития.

Высказывались в пользу шахмат и некоторые известные педагоги. Одним из первых в мировой практике значение шахмат для развития детей оценил Василий Сухомлинский. Он писал, что «без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Урок шахмат в гимназии № 149 г. Минска.

В своих педагогических работах Анатолий Луначарский, говоря роли интеллектуальных игр в духовном развитии молодежи, указывал на существенную разницу между отдельными их видами. «В картах нужна фортуна, счастье, как бы искусно ни играли, если вам не будет везти, то вы проиграете». Картам он противопоставил шахматы: «Здесь везти или не везти не может. Путем комбинаций, расположением фигур дается возможность разнообразного, бесконечного маневрирования. Это делает человека хозяином самому себе, и своим действиям. Эта творческая игра развивает изобретательность, известную подчиненность определенным нормам, без которых нельзя выйти победителем. Это воспитательная игра, чрезвычайно полезная».

Если принять во внимание все перечисленные высказывания и исследования, то становится очевидным, почему в Татарстане хотят, чтобы дети учились играть в шахматы. Сегодня помимо России такие государства, как Германия, США, Канада, Испания, Куба, Италия, Швеция, Перу, Аргентина, Голландия, Венгрия, Польша, Дания, Израиль и некоторые другие, отдают дань школьным шахматам, усматривая в них эффективное развивающее средство. Похоже, влияние шахмат на умственные способности действительно оценили.

avatar

О Ольга Герасимович