Дорога к шахматам

«Однажды я чистила антресоли и достала оттуда старые шахматы. Внуку тогда было 10 лет. Дедушка назвал ему фигуры и показал, как они ходят. Внук попросил записать его в секцию по шахматам и с удовольствием стал заниматься», – рассказала одна бабушка о первом знакомстве с игрой своего одиннадцатилетнего внука. Вот так, можно сказать, благодаря уборке, еще один ребенок приобщился к шахматному искусству. А как же начинают играть другие дети? В поисках ответа весной 2008 года для журнала «Шахматы» я опросила мам и пап, дедушек и бабушек, чьи дети или внуки занимаются шахматами. Всего было заполнено 50 анкет.

Чаще всего на вопросы анкеты отвечали родители (92 %), так как именно они, а не бабушки и дедушки, приводили своих чад на тренировки или соревнования. В основном, это были родители детей, занимающихся в СДЮШОР № 11 г. Минска (70 %). Возраст юных шахматистов – от 6 до 10 лет. Причем большинству детей было тогда 7 или 8 лет (72 %).

На вопрос, почему родители отдали своего ребенка именно в шахматы среди такого богатого разнообразия кружков, чаще всего отвечали, что на выбор повлияло желание ребенка (36 %) или же родители хотели развить при помощи игры те или иные способности своих детей (30 %). Кроме того, еще 10 % родителей одновременно указало именно на эти два мотива при выборе секции. Другие дети стали тренироваться благодаря совету знакомых или же способностям, которые увидели у них родители. А для некоторых решающим в выборе оказалось то, что их родители сами когда-то занимались шахматами.

Детские соревнования в Республиканском центре олимпийской подготовки в Минске.

Какие же именно способности хотят развить родители у своих детей? В мире давно распространено мнение, что шахматы способствуют умственному развитию. Известный украинский педагог Василий Сухомлинский писал, что без шахмат «нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Похоже, наслышаны об этом и родители.

По мнению опрошенных, шахматы развивают умение логически мыслить (88 %), развивают память (84 %), умение планировать, анализировать, контролировать (74 %), умение концентрироваться, собираться в критических ситуациях (60 %), прививают усидчивость (56 %). Меньше половины считает, что шахматы учат дисциплинированности (40 %), самостоятельности и критичности мышления (38 %), целеустремленности (32 %), что игра развивает интуицию (28 %), прививает трудолюбие (26 %), ответственность (24 %), развивает фантазию и воображение (24 %).

Эти же качества, видимо, помогают детям при обучении в школе. Почти все родители тех детей, кому в начальных классах уже ставят оценки, отметили, что их дети учатся на «хорошо» и «отлично». При этом у 88 процентов детей находится время, чтобы посещать другие секции, кружки, факультативы. Наиболее популярными оказались: плавание, футбол, восточные единоборства, музыка. Кроме того, многие юные шахматисты (88 %) занимаются дома самостоятельно. При этом чаще всего родители никогда не заставляют своих детей ходить на шахматные тренировки (64 %) или же делают это очень редко (26 %).

Почти у половины детей кто-либо из родителей любит играть в шахматы. В некоторых семьях игрой увлечены брат или сестра (16 %), бабушка или дедушка (19 %). У остальных же детей в семье никто в шахматы не играет (16 %). Почти половина опрошенных родителей (44 %) хотели бы, чтобы их ребенок в дальнейшем профессионально занимался шахматами, и только 6 % были против. Остальные либо еще не определились со своей точкой зрения, либо решили предоставить право выбора ребенку.

Один отец пожелал, чтобы в школе появился шахматный спецкласс, и объяснил: «чтобы шахматы и учеба не мешали друг другу».

Среди трудностей, с какими родители сталкиваются во время занятий ребенка шахматами, чаще всего упоминали нехватку времени на домашние задания, дополнительные занятия шахматами дома. Родители также  жаловались на частые совпадения по времени соревнований со школьными занятиями и с тренировками в других секциях и на неудобное расписание тренировок. Вызвала недовольство и организация некоторых соревнований: детям тяжело играть по два тура в день с классическим контролем.

Некоторые родители указали на неусидчивость своих детей, на проблемы неадекватной оценки ребенком своих собственных сил, чрезмерную ранимость при поражении. Трудности возникают также у тех родителей, которые сами не умеют играть, так как дома никто не может ответить ребенку на возникший по шахматной тематике вопрос.

Один отец пожелал, чтобы появился в школе шахматный спецкласс («чтобы шахматы и учеба не мешали друг другу»). Что ж, это было бы вполне разумным решением, если учесть то, что детям на все не хватает времени, родителям приходится возить своих детей на тренировки, а польза от занятий шахматами для многих стала очевидной.

avatar

О Ольга Герасимович