Шахматы – сплав культуры, науки и спорта – всегда в истории человечества занимали важное место. В них играли известные ученые, политики, поэты, музыканты. Вспомнить хотя бы таких почитателей игры как А. Суворов, Наполеон, А. Пушкин, Л. Толстой, С. Прокофьев. О способности шахмат приводить в порядок мысли не забыли и сегодня. Как основной предмет начальной школы шахматы введены в Калмыкии, Псковской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и некоторых других регионах России.
В 80-е годы в СССР появилось движение «Шахматный всеобуч». При поддержке прессы оно получило большой резонанс. До перестройки даже успели выпустить пособие по шахматам для школ. Последующие несколько лет все попытки отдельных энтузиастов, общественных организаций, шахматных федераций добиться включения шахмат, как предмета, в расписание для учащихся начальных классов ни к чему не приводили, пока в 1993 году Министерство образования РФ не обратило на шахматы внимание. А с 1994 года игра в России стала официальным факультативом в начальной школе.
Бывший президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов (он же — Президент Международной шахматной федерации) пошел дальше. В 1993 году он подписал указ, согласно которому преподавание шахмат в школах стало обязательным. Когда со дня подписания указа прошло 12 лет он подвел итог «Как ежегодно докладывает Министерство образования, в тех школах, где учителя неформально подошли к процессу обучения и внедрили шахматное образование в курс обучения, успеваемость выросла на 40-50%. Дети не просто начали заниматься шахматами, а повысилась успеваемость по другим предметам: очень много победителей на Олимпиадах по математике, физике… И количество приводов в комиссии по делам несовершеннолетних в этих школах и районах не просто снизилось, а практически стало равным нулю».
Новый предмет был введен потому, что учителя и чиновники полагают, что дети-шахматисты по сравнению с другими учениками имеют лучшие показатели, как в умственном развитии, так и в освоении учебных дисциплин. Но откуда все-таки такая уверенность? Были ли какие-либо научные исследования, подтверждающие эту точку зрения?

На открытии международной научно-практической конференции «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей», г. Ханты-Мансийск (Россия), 3-4 октября 2010 г.
На открытии международной научно-практической конференции «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей», г. Ханты-Мансийск (Россия), 3-4 октября 2010 г.
Конечно, исследования проводились. О них вы можете прочитать в материале «Учимся думать?». Однако несмотря на пользу шахмат для младших школьников в Беларуси программ, аналогичных российской «Шахматы – школе», нет. Согласно белорусскому законодательству, шахматы не являются школьным учебным предметом. Они не могут появиться в расписании школьника наравне с математикой, языками, литературой. Директора школ, которые хотят, чтобы и их ученикам была доступна мудрость древней игры, могут вводить шахматы только в качестве факультатива, который по правилам будет проводиться после занятий.
Одним из аргументов против преподавания шахмат в Беларуси, является загруженность детей в школе. Однако даже появление шахматного факультатива нередко вызывает неодобрение со стороны директоров школ. Возможно, это связано с тем, что в нашем обществе еще не до конца осознали важность шахмат в развитии интеллекта, усидчивости, дисциплинированности и даже целеустремленности.
Другой проблемой развития шахмат в школах является недостаточное количество профессиональных шахматных тренеров. Часто идут работать тренерами шахматисты-разрядники без педагогического образования. Плохо зная психику ребенка, они могут уже на первых занятиях давать сложные задания и этим отбивать охоту у ребенка заниматься.
В России же нашли решение кадровой проблемы. Преподавать шахматы в школах там могут учителя начальных классов, но, безусловно, только те из них, которые понимают развивающее значение древней игры и ориентированы на творчество. Российский федеральный курс «Шахматы – школе» был разработан так, что его могут освоить обычные учителя начальных классов. Кроме того, создана система повышения квалификации кадров по шахматному образованию – 80-часовые курсы для учителей начальных классов. А с сентября 2010 года 24-часовые курсы-модули с бесплатным посещением для педагогов стала проводить в Москве Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС).
Если принять во внимание различные высказывания педагогов и исследования, то становится очевидным, почему в некоторых российских регионах хотят, чтобы дети учились играть в шахматы. Самое время и в Беларуси активнее использовать потенциал шахмат для развития школьников.